Курс #2
Нейрофизиология поведения
Курс дает представление о тех событиях, которые ежесекундно происходят в нашей нервной системе и обеспечивают ключевые аспекты поведения человека: обучение и формирование памяти, проявления биологических потребностей, мышление, деятельность сенсорных и двигательных систем.

Автор курса: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Платформа: Открытое образование || открыть на платформе
Продолжительность: 15 недель
Требования: Базовые знания биологии
Стоимость: 1500 р. Это стоимость аренды помещения (100 р. за занятие)
Первая встреча: 23 сентября
Еженедельные занятия включат просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. У нас будет возможность получить сертификат, поэтому важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

«Мы надеемся, что по итогам курса слушатели станут более чуткими к проявлениям нервной системы, а значит более чуткими к себе и окружающим»

Иван Ниненко
Фасилитатор курса
Посмотреть программу
Программа курса
Тема 1. Основные функциональные блоки мозга человека (потребности, память, принятие решений, движения и др.). Общие принципы работы сенсорных систем: кодировка количества и качества, топические отношения, алгоритмы обработки сигналов в ЦНС.

Тема 2. Мозг и сенсорные системы: зрение. Глаз, фоторецепторы (палочки, колбочки) и сетчатка. Анализ зрительной информации в ЦНС: распознавание образов разной степени сложности. Бинокулярное зрение. Протезирование зрения.

Тема 3. Мозг и сенсорные системы: слух и равновесие. Волосковые рецепторы внутреннего уха. Принципы работы вестибулярной системы. Среднее ухо, улитка и слуховые центры головного мозга. Распознавание речи и музыки. Протезирование слуха.

Тема 4. Мозг и сенсорные системы: вкус и обоняние. Разнообразие вкусовых рецепторов и их функции. Вкусовые области ЦНС. Разнообразие обонятельных рецепторов. Обоняние в головном мозге. Целостный вкусовой образ: вклад обоняния и кожной чувствительности.

Тема 5. Мозг и сенсорные системы: болевая чувствительность. Боль как реакция на повреждение клеток и тканей. Передача боли в ЦНС. Системы контроля боли; наркотические и ненаркотические анальгетики. Боль и стресс. Патология боли.

Тема 6. Мозг и потребности: любопытство, свобода, радость движений. Значимость новой информации для организации поведения. Центры исследовательской мотивации: от среднего мозга до коры больших полушарий и речевой модели внешнего мира.

Тема 7. Мозг и потребности: самосохранение, защита территории, стремление лидировать. Роль миндалины. Конкуренция пассивных («страх») и активных («агрессия») оборонительных программ. Агрессия как универсальная реакция на конфликт интересов.

Тема 8. Мозг и потребности: двигательное подражание и сопереживание. Открытие зеркальных нейронов. Подражание моторным программам и алгоритмам поведения как основа передачи культурных навыков. Эмоциональное подражание, сопереживание.

Тема 9. Мозг и память: ассоциативное и неассоциативное обучение. Классический условный рефлекс. Суммация и ее синаптические механизмы. Долговременная потенциация; роль гиппокампа. Импринтинг как особый тип долговременной памяти.

Тема 10. Молекулярные основы ассоциативного обучения; методы их исследования (ЭЭГ, оптогенетика). Условное торможение как «отрицательное обучение», темпераменты. Условные рефлексы на комплексные стимулы; речевые системы мозга.

Тема 11. Мозг и движения: рефлексы и локомоция. Моно- и полисинаптические рефлексы спинного мозга, их функциональный смысл. Шаг и бег как основные варианты локомоции человека. Головной мозг и управление локомоцией (тоническое и фазическое).

Тема 12. Мозг и движения: произвольные и автоматизированные моторные акты, пирамидная система. Роль премоторной и моторной коры. Вклад мозжечка, базальных ганглиев, субталамуса, таламуса. Двигательная память как «торможение торможения».

Фасилитаторы
Люди, которые пройдут с вами весь курс. Они будут модерировать занятия, общаться с вами в чате и напоминать о домашних заданиях :)
Иван Ниненко
Эксперт Global Education Futures,
руководитель направления в Университет НТИ "20.35",
куратор science-art перформанса Neuro Sync
Юлия Попова
Эксперт проектно-учебной лаборатории
антикоррупционной политики НИУ ВШЭ,
аналитик Трансперенси Интернешнл
Встречи
Встречи будут проходить каждое воскресенье с 10 до 12.
Площадка курса — Дом Ученых. Адрес: Октябрьский пр., 9Б

Запись на курс "Нейрофизиология поведения"
Оставьте свои контакты
Made on
Tilda